государственный
университет
им. А.А. Кадырова
25 декабря 2024г. на филологическом факультете Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ахмадова Т.Х. провела со студентами 2 курса направления подготовки «Филология» интерактивное открытое занятие «Суд над Печориным. Ролевая игра по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Литературная игра была организована в формате присяжного суда, на котором обучающиеся принимали роли судьи, прокурора, адвоката, присяжных, а также персонажей произведения. На суде Печорина обвиняли не столько в преступлениях, сколько в безразличии к жизни и судьбам людей. Его поведение, холодный расчет и эгоизм стали предметом ожесточенных обсуждений. Заслуживает ли он прощения за свои действия, если они были продиктованы навязчивым поиском смысла? Вокруг этой темы развернулась настоящая драма, где каждое слово могло стать решающим.
Прокурор обвинял Печорина в эгоизме и безразличии к чувствам других людей, что приводит к трагическим последствиям для тех, кто его окружает. Адвокат в защиту Печорина выдвигал аргументы, что Печорин – жертва времени, в котором он жил. Человек, разочарованный в обществе и истинах, ищущий смысл жизни и личное счастье. Печорин может рассматриваться как жертва системы, в которой он оказался, и это также вызывает сочувствие. В подтверждение слов своего подзащитного адвокатом были предоставлены суду разные видеоматериалы, характеризующие Печорина с положительной стороны (эпизоды из фильма). Для свидетельских показаний были привлечены Бэла, княжна Мэри, Вера, Грушницкий, Максим Максимыч, Вернер и др.
Обвиняемому Печорину суд предоставил последнее слово. Оно явилось символом его духовной борьбы и печального понимания своей сущности. В роли присяжных выступали преподаватели разных кафедр, которые голосовали за или против Печорина.
В итоге, судья объявил решение: в связи с оправдательным вердиктом коллегии присяжных оправдать Печорина.
В конце литературного суда была Рефлексия. Студенты активно делились своими впечатлениями о персонаже и процессе. Многие отмечали, что изначально Печорин вызывал у них отрицательные эмоции, однако глубокое исследование его мотивов и сложной внутренней борьбы позволило увидеть его как сложную, многослойную личность. Некоторые участники уверяли, что Печорин – это не просто антигерой, а отражение трагедии своего поколения, ставший жертвой обстоятельств и общества.
Проведенное открытое занятие стало отличной платформой для размышлений о литературе как зеркале человеческой природы, оставив у участников желание продолжать исследовать внутренние конфликты персонажей и их значимость в нашей жизни.