государственный
университет
им. А.А. Кадырова
5 мая 2025 года на филологическом факультете Чеченского государственного университета им. А. А. Кадырова прошел научно-практический семинар по истории русской литературы на тему «Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» как зеркало эпохи: социальная критика и предчувствие перемен» под научным руководством доцента кафедры русской и зарубежной литературы Ахмадовой Т.Х. со студентами 1 курса направления подготовки «Филология»
Цель семинара: рассмотреть, как Фонвизин через сатиру и гротеск отражает пороки российского общества XVIII века: невежество дворянства, крепостничество, коррупцию.
Ахмадова Т.Х. в своем докладе «От комического персонажа к трагической фигуре» подчеркнула, что комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – это произведение, которое занимает важное место в русской литературе XVIII века. Пьеса, написанная в 1762 году, не только развлекает, но и ставит серьезные социальные и педагогические вопросы. Чтобы понять, почему «Недоросль» стал таким важным произведением, необходимо рассмотреть исторический и культурный контекст, в котором он был написан. XVIII век в России характеризуется значительными изменениями. Эпоха процветания, связанная с правлением Петра I, привела к реформам в области образования, культуры и общественной жизни.
В рамках научно-практического семинара прошло обсуждение со студентами социальных проблем, которые высмеивает Фонвизин, насколько реалистично изображение помещичьей жизни в "Недоросле", можно ли увидеть в комедии предчувствие будущих социальных потрясений, как комедия соотносится с идеями Просвещения. Фонвизин, будучи внимательным наблюдателем своего времени, использует комедийные элементы, чтобы высмеять недостатки воспитания, обычаев и образа жизни русского дворянства.
Комедия «Недоросль» затрагивает несколько ключевых тем, которые остаются актуальными и в современном обществе. Фонвизин показывает важность не только формального образования, но и воспитания. Персонажи, такие как Митрофанушка, олицетворяют незнание и невежество, которые идут в разрез с правлением разума и образованности. Комедия обостряет вопрос о том, что образование должно быть целенаправленным и иметь моральную основу.
Научно-практический семинар по комедии Фонвизина «Недоросль» позволил глубже понять не только произведение, но и его место в истории русской литературы. Пьеса служит отражением времени, в котором она была написана, и предлагает нам серьезные размышления о важности образования, социальной справедливости и культурного развития. Через анализ персонажей, тем и приемов, использованных Фонвизиным, мы видим, как комедия может служить инструментом социальной критики и просвещения.
На семинаре студенты показали действия из комедии "Недоросль" (сцена экзамена Митрофана, объяснения Стародума с Софьей, сцена сватовства), чтобы глубже понять характеры персонажей и проблематику произведения. Таким образом, «Недоросль» остается актуальным не только как произведение искусства, но и как важный компонент культурного наследия, способствующий развитию критического мышления и нравственного воспитания.
Участие в семинаре, посвященном комедии Фонвизина, позволило студентам не только погрузиться в мир театра XVIII века, но и сделать выводы, которые остаются важными в современном обществе.